Разработка и внедрение нового поколения автоматизированной системы учета и мониторинга контроля транспорта, задействованного в сегменте утилизации отходов 1-5 классов опасности

Нормативная база

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 “Об утверждении федерального классификационного каталога отходов”
(с изменениями от 30 июля 2003 г.)
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309- ФЗ “Об охране окружающей среды”
Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 “Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами”
ГОСТ Р 51769-2001
ГОСТ Р 25108-2003
ГОСТ Р 53692-2009

 

Актуальность проекта

В настоящее время, несмотря на сформированную нормативную базу по обращению с отходами I – V классов опасности, разработка и внедрение надлежащего поколения автоматизированной системы учета и контроля данного процесса не отвечают современным требованиям к развитию цифровой экономики государства. Учет и контроль отходов, которые образованы в процессе производства и потребления, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, а также установленных процедур обращения с ними (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение), а также их повторного применения, надлежащим образом не организован. Ряд разработанных локальных программных средств, используемых в настоящее время в данной сфере, строго регулируемой государством, характеризуются целым рядом недостатков, к основным из которых следует отнести:

– отсутствие системного подхода к разработке, созданию и внедрению программно-технических средств учета и контроля на всех уровнях;
– отсутствие единых современных программно-технических решений в вопросе сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
– отсутствие экономических моделей взаимодействия всех игроков/участников процесса и, как следствие, недостаточное использование предусмотренных государством мер экономического стимулирования процессов обращения с отходами;
– использование различных форматов хранения и обработки данных и как следствие – отсутствие возможности автоматической консолидации и постобработки первичных учетных данных для обеспечения федерального, регионального, муниципального и других уровней оперативной и достоверной информацией о фактических количественных и качественных характеристиках отходов в процессе обращения с ними.

Данных проблем возможно избежать при включении надлежащего комплекта документов в состав проектной документации создаваемых программно-технических комплексов учета обращения, а также строящихся объектов для размещения, хранения, захоронения, утилизации и обезвреживания отходов. Таким образом будет гарантирован сквозной учёт и контроль как установленных нормативных процедур и правил, так и мониторинг физических партий отходов в процессе их обращения на всех этапах их жизненного цикла.

По официальной статистике, в России ежегодно образуется 350–400 тыс. т промышленных отходов только I и II классов опасности. При этом действующие в стране мощности по утилизации позволяют обезвредить меньше 1,5 % их количества. Предприятия, образующие отходы I и II классов опасности, занимающиеся сбором, хранением и переработкой отходов, а также полигоны для изоляции отходов, образующие инфраструктуру центральной и региональных подсистем, не имеют достаточного инструментария для организации скоординированного взаимодействия. Структура единой АСУ обращения с отходами также не достаточно проработана и структурирована как по типам аппаратно-программных решений, так и по основным функционалам (управления, хранения данных, ввода первичных данных по шаблону национального оператора, мониторинга перевозок, состояния отходов, поступления и переработки и т.п.). Опыт эксплуатации пилотных проектов по ряду регионов и координации функций единого процесса не изучен, их успехи и недостатки не анализировались и в полной мере не учитывались.

 

Цель и задачи проекта

Цель проекта – обеспечение качественного повышения уровня экологической безопасности за счет системной разработки и внедрения современных аппаратно-программных средств и инфраструктуры нового поколения для обращения с отходами I – V классов опасности.

Автоматизированная система учета и контроля отходов I – V классов опасности (далее – Система) обеспечит:

  • автоматизацию всех связанных с обращением операций; 
  • контроль в реальном масштабе времени перемещения, расходования, изменения состояний, свойств и характеристик отходов, а также законность их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также их повторного применения;
  • контроль и учет отходов на всех этапах их жизненного цикла;
  • автоматизацию процессов формирование отчетности в соответствии с законодательством и внутренними бизнес-процессами всех участников обращения с отходами;
  • защиту информации, содержащейся в государственной информационной системе учета отходов, в соответствии с  законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также  законодательством  Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне;
  • определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, с соблюдением установленных  законодательством  Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

 

Описание системы

Это проприетарная Система, сочетающая в себе элементы ERP-системы, системы электронного документооборота, интеллектуальной системы контроля, экспертной системы, прикладной М2М платформы, и базирующаяся на современных технологиях: спутниковой навигации, беспроводной закрытой системы передачи данных, электронной паспортизации, перспективных сетей связи с учетом результатов деятельности международных организаций по стандартизации сетей «Интернета вещей» (IoT).

Система строится по модульному принципу, что существенно увеличивает ее адаптивность под нужды Заказчика и расширяет возможности ее применения. Система может быть построена на основе Автоматизированной системы учета и контроля РВ и РАО (АСУиК РВ и РАО), внедренной и успешно эксплуатируемой на АЭС Концерна «Росэнергоатом».

 

Опыт внедрения

Прототип описываемой Системы внедрен на Нововоронежский АЭС и Ленинградской АЭС. Разработанная и внедренная Система, являясь явным лидером среди программных продуктов подобного назначения, может служить прототипом базовой и гибко настраиваемой прикладной цифровой платформы, предоставляющей сервисы и решения для игроков процесса обращения с отходами I – V классов опасности.

Система может быть положена в основу информационного инфраструктурного решения в рамках создаваемой Государственной информационной системы (в том числе Государственной информационной системы учета и контроля за обращением с опасными отходами I – II классов опасности, создаваемой в ГК «Росатом»).

 

Функции автоматизированной системы учета и контроля отходов 1-5 классов опасности

Благодаря централизованному хранению всех необходимых параметров и данных в единой информационной платформе, а также логической увязке функционирования всех подсистем и модулей в соответствии с требованиями нормативных документов, Система обеспечивает:

  • сквозной учет операций, выполняемых с отходами;
  • учет движения необходимых пломбировочных устройств;
  • централизованный сбор учетных данных по обращению с отходами;
  • автоматизированный контроль и инвентаризацию упакованных отходов на основе использования современных способов маркирования;
  • автоматизированное получение результатов паспортизации отходов;
  • автоматическое формирование по установленным формам справок и отчетов по отходам для представления в вышестоящие, контролирующие и надзорные органы;
  • контроль лимитов образования отходов;
  • управление правами и контроль доступа пользователей ко всем элементам системы.

 

Предполагаемый положительный эффект от внедрения Системы

Система представляет собой территориально распределенный аппаратно-программный комплекс в составе сервера с базой данных и связанных с ним по различным каналам связи автоматизированных рабочих мест ключевых участников процесса обращения с отходами.

Практический опыт использования Системы подтверждает следующие положительные эффекты от ее внедрения:

  • снижение трудоемкости учетных процедур отходов и повышение достоверности результатов их проведения;
  • качественное повышение уровня безопасности обращения с отходами на всех этапах их жизненного цикла;
  • обеспечение достоверности и сокращение сроков подготовки отчетов и справок;
  • повышение информационной безопасности и надежности учета;
  • повышение эффективности инвестирования средств в автоматизацию процессов обращения с отходами за счет обеспечения возможности проверки качества и эффективности принимаемых в этой области управленческих решений;
  • повышение экономической эффективности процесса учета за счет снижения издержек по большинству бизнес-процессов обращения с отходами;
  • возможность предоставления заинтересованным финансово-экономическим структурам/органам в режиме реального времени достоверных и сопоставимых по объектам и параметрам учета первичных данных по отходам.

Апробированный на Нововоронежский АЭС и Ленинградской АЭС прототип предлагаемой Системы может быть использован в качестве базового решения для организации автоматизированного учета и контроля отходов, в т.ч. положено в основу стартового этапа работ по организации учета обращения отходов I и II классов опасности в ГК «Росатом».