Актуальные вопросы логистики, решаемые на современном этапе развития цифровой экономики

В современной парадигме «цифровой трансформации общества» решение множества задач, связанных с предоставлением сервисов и услуг, перемещением транспортных средств и различного вида материальных ценностей, необходимо переосмысление путей и способов решения традиционных задач логистики. Такие факторы, как информационная составляющая логистических задач, трансграничный характер транзакций, международная специализация в рамках производства, необходимость контроля выполнения логистических задач на всех ее этапах практически в режиме реального времени на современном этапе выходят на передний план.

Так например, на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Бишкек, 14 июня 2019 г) в Декларации Совета глав государств – членов единодушно признана важность инноваций и цифровой экономики как ключевого фактора среднесрочного и долгосрочного экономического роста и глобального устойчивого развития, выражена готовность к согласованию инновационных политик государств и содействию кооперации элементов инновационной экосистемы. Государства-члены считают, что развитие индустрии услуг и торговли услугами имеет важное значение для роста и цифровой трансформации экономики. Ключевыми направлениями признаны развитие автомобильного и железнодорожного транспорта, мультимодальных транспортных коридоров, международных мультимодальных центров логистики, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий, оптимизацию трансграничных процедур в соответствии с лучшими международными практиками и реализацию других совместных инфраструктурных проектов.

Отвечая на вызовы современных трендов цифровой трансформации мирового сообщества, а также во исполнение задач, поставленных в рамках национальных программ Российской Федерации, ООО «ЦСЛ» ставит к реализации следующий комплекс проектов:

Разработка и внедрение «Цифрового двойника» типового сегмента логистической экосистемы»;

  • Разработка и внедрение спутниковой системы мониторинга транспорта КУПОЛ®-КОНТРОЛЬ для обеспечения безопасности процессов инкассации;
  • Разработка и внедрение “Системы обеспечения безопасности, мониторинга местоположения и технического состояния железнодорожных вагонов”;
  • Разработка и внедрение нового поколения автоматизированной системы учета и контроля отходов I – V классов опасности;
  • Организация центра разработки специализированной электронной компонентной базы (ЭКБ) отечественного производства, обеспечивающей создание линейки аппаратуры полного функционального цикла цифровой логистики.

 

Основными целями реализации комплекса проектов является:

  • Создание надежной информационной платформы для максимально быстрого и беспрепятственного транзита грузов за счет гибкого планирования и мониторинга фактических логистических процессов в технологии «цифрового двойника»
  • Создание предпосылок для формирования динамичной и прибыльной отрасли внутренней логистики за счет использования современных цифровых технологий при выполнении ключевых транзитных, экспортных и импортных операций на основе принципа «5С» (Скорость + Сервис + Сохранность + Стоимость + Стабильность)
  • Обеспечение единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса («Финансы/Заказчик/Поставщик/Перевозчик») в технологии «распределенного реестра»
  • Разработка и внедрение цифровых технологий «умной логистики»
  • Внедрение упрощенных бюрократических процессов, сопровождающих как внутренние перевозки всеми видами транспорта, так и транзитные и экспортно-импортные перевозки.

 

Основные задачи, поставленные к решению в рамках проектов:

  • внедрение разработанных нормативов и процедур (прозрачное ценообразование на услуги, упрощенные тарифы, единые регуляторные процедуры, эффективное использование ж/д путей, морских и сухопутных трасс, упрощенное (в т.ч. электронное) таможенное декларирование и единые пакеты транспортных документов), направленных на упрощение бюрократических процессов, сопровождающих транзитные и экспортно-импортные перевозки;
  • обеспечение единой цепочки цифровых и ориентированных на клиентов сервисов для легкого доступа к услугам «Транзит/Экспорт/Импорт» (системы предварительных и оперативных заказов);
  • реализация комплексных мер безопасности и сохранности перемещаемых грузов за счет обеспечения их сквозной прослеживаемости с использованием современных технологий дистанционного мониторинга местоположения и контроля целостности товарных/грузовых единиц, в т.ч. с применением комплексного машиночитаемого маркирования и электронных пломбировочных устройств;
  • обеспечение доступа перевозчиков, экспедиторов, сторонних логистических компаний, а также центров распределения и складского хранения к необходимым услугам с использованием современных цифровых сервисов;
  • разработка и реализация системы распределенных баз данных учета поставщиков, производителей и перевозчиков товаров (включая базу арендного транспортного парка);
  • разработка и реализация единой доверенной информационно-коммуникационной среды основных игроков логистического процесса («Финансы/Заказчик/Поставщик/Перевозчик») в технологии «распределенного реестра»;
  • интеграция функций сегмента логистической экосистемы в Экспертный центр, выполняющий функции ситуационного центра, работающего в технологии «цифрового двойника» и обеспечивающего «цифровое присутствие» экспертов и операторов в логистическом процессе.

 

Внедрение результатов Проекта будет способствовать как обеспечению связанности территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятию и удержанию лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем. Одновременно будет достигнуто радикальное повышение уровня прозрачности оборота легальной промышленной продукции на территории России, а так же положено начало формированию трансграничного пространства доверия путем согласованного развития элементов цифровой экономики на территории стран – участниц Евразийского экономического союза в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах ШОС и БРИКС.

Поставленные цели достигаются за счет разработки и внедрения единой интегрированной с сервисами прикладной цифровой платформы, применение которой позволит участникам логистического рынка как решать бизнес-задачи в едином цифровом пространстве со сниженными транзакционными издержками и повышенной эффективностью цепочек поставок товаров и услуг, так и обеспечивать «сквозную» прослеживаемость грузовых единиц на всех этапах, включая производство, транспортировку, хранение и эксплуатацию на основе комплексного использования разработок в области современных информационно-коммуникационных технологий. Речь идет о разработке и внедрении логистической экосистемы в технологии «цифрового двойника». При этом предполагается взаимоувязанный обмен данными (плановые и фактические операции перемещения товаров, финансовые и таможенные транзакции, реестры потребителей, поставщиков и перевозчиков, сервисы и упрощенные бюрократические процессы для основных участников логистического процесса и т.п.) в доверенной информационно-коммуникационной среде, а также хранение данных на основе технологий распределенного реестра.

Проект основывается на использовании десятков современных информационно-коммуникационных технологий (таких как спутниковый мониторинг, навигация в закрытых помещениях, машиночитаемое маркирование (включая активную RFID -идентификацию ), «облачная» и «туманная» обработка данных, виртуальная и дополненная реальности, использование приемо-передающих устройств на базе SDR-технологии и систем с использованием ШПС и др.), включающих решения в области информационной безопасности.

Реализация предлагаемых Проектов может стать реальным шагом в практическом развитии и внедрении технологий Интернета вещей, распределенного реестра, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей в целях борьбы с нелегальным оборотом промышленной продукции, а также внести существенный вклад в увеличение не сырьевого экспортного потенциала Российской Федерации.

Кроме того, ввиду масштабности применения современных типов машиночитаемой маркировки грузов (сотни миллионов прослеживаемых грузовых и транспортных единиц и миллионы технических средств для их прослеживаемости), реализация предлагаемого Проекта дополнительно может послужить мощным драйвером как реального внедрения в Российской Федерации технологий «Интернета вещей» в целом, так и развития технологий беспроводного доступа, навигации в закрытых помещениях, а также разработки и внедрения необходимой отечественной электронной компонентной базы.